В 2000 году, когда только начинался ДрДом — нам казалось, что это на пару лет. Ну, максимум года на четыре… Ага. Тема оказалась бесконечной. И, конечно, каждые 2-3 года у меня случается паника на почве отсутствия, с одной стороны — радужных перспектив, а с другой стороны — финишной черты.
Когда заходишь в тупик — полезно оглянуться назад. Вот, сажусь и пишу краткую историю ДрДома. Не в первый раз это делаю. [вот версия 2012] Получается всегда немного по-разному, потому что любую историю можно рассматривать с разных сторон. Кроме того, каждый раз появляется что к этой истории дописать. А кроме того, пройденные дороги — меняют нас, и многое видится иначе…
Итак, начнем с самого начала. В 99м, когда я прилетел из Швейцарии в Россию, у меня был неплохой жизненный план. Я собирался поменять фамилию и уехать обратно в Швейцарию. Я был богатенький Буратино, и на осуществление плана у меня была заначка в 2 тыщщи франков, и это была, по тем кризисным временам — астрономическая сумма… Да, так план… Я собирался вернуться в Швейцарию, заработать еще тышь 10 баксов и построить/купить домик где-нибудь в лесу. Потом, я собирался там медитировать, достичь просветления… ну, а дальше я не планировал, потому что бессмысленно.
Вместо этого, по приезду в Россию, я пошел сдавать кровь в больницу к просветленному Дранте… Он лежал там и прикалывался над врачами. [— Александр Михайлович, вы меня слушаете? — О, да! я конспектирую.] Там же, в больнице я познакомился с Полиной…
После похорон я предложил поехать на пару недель, небольшой тусовкой (с Лерычем и Анчутой) к моей тете в Ейск, а дальше — потащил Полину с 4х-летним Денисом в Воронеж. Потому что ехать в Свердловку — Полине было бессмысленно, а больше — некуда. Вот. Швейцарские деньги закончились неожиданно быстро…
В этот момент, Денис Пимонов напечатал тираж CD с записью Белгородского концерта Др., [который он же, в свое время, и организовал]. «Вернулся с Неба». — И неожиданно… с продажи этих дисков начали появляться небольшие, но суммы…
Примерно в это же время, Кожекин — убедил меня заниматься сбором Дркинских записей. Ну, это было интересно и несложно. Увяз, что называется, коготок… Мы думали, что вот, сейчас мы что-то издадим, на вырученные деньги — издадим следующий диск а там еще… потом еще книжку, и всё. Типа, доделаем Дрантины дела за него…
Однако, деньги почему-то исчезали быстрее чем появлялись и излишков никак не накапливалось. Тем не менее, продажи дисков позволяли продолжать заниматься темой. Мы сделали пару экспедиций за мастерами, цифровали архивы, издавали, делали к каждому релизу — Дрфест, в промежутках я завел сайт ДрДом.ру, начал работу над книгой, ну, и там, груша… еще много всего. Вобщем, было нескучно, концы с концами как-то, сходились, и неспешный, но вселяющий надежду рост — был, и казалось что жизнь скоро наладится. Вот.
В 2005м я решил, что тему пока закрывать. Я сделал ревизию архива, отреставрировал все, что еще имело ценность; напечатал Тае Зори, а все, что осталось — запихнул в mp3-диск. И, осенью 2005го, мы устроили «Последний ДрФест». Типа, баста карапузики.
Последним делом, которое я считал необходимым доделать — была ДрКнига. Диски себе потихоньку продавались… И, собственно, я взялся сканировать и разбирать черновики, но оказалось, что это какой-то необъятный объем работы. Тогда, я призвал на помощь краудсорсинг, — это помогло, но в какой-то момент снова зависло. Не хватало профи. Был ряд вопросов, на которые внятно — никто ответить не мог…
В это же время я освоил видео-монтаж, появилась идея обширно издать еще и концертное ДрВидео. Параллельно у меня был проект с Настей Панариной… а еще я успел немного поработать телеведущим… короче, не скучал.
С 2006-го начался новый период. Внезапно, произошли 2 вещи.
- Появились безлимитные тарифы на широкополосный интернет. И продажи дисков начали падать. У всех.
- Но, зато я возобновил в Москве ДрФесты, и они… внезапно стали выходить в плюс!
Все, вроде бы осталось по прежнему, но поменялось местами. Раньше я издавал CD, а к нему делал ДрФест, а теперь — делал ДрФест и к нему — очередной DVD…
Так прошло еще два года. ДрДом выпустил несколько релизов концертного видео. Продажи дисков плавно сходили на нет, зато, московский ДрФест перешел планку в 200 человек и продолжал расти +20% каждый следующий фест. В 2008м, — 500 чел. в ЦДХ на «Полчаса до Весны». Снова казалось, что вот, сейчас-то жизнь у нас и наладится!
Регулярные Дрфесты начали появляться и в других городах. Питер, Харьков, Воронеж… Я строил планы дальнейшей экспансии. Однако… тут выяснилось, что в Америке экономический кризис! А мы что-то не поняли сразу, как это к нам-то относится? Что, народ из-за этого к нам на ДрФест не придет? Оказалось, что да.
Вообще, посещаемость всех концертов упала вдвое. И у нас… ДК Чайка. 200 человек. А бюджет выходил в ноль на 350. Резко отвалилась вся взрослая аудитория. Не пришли именно завсегдатаи фестиваля. Если, на предыдущем ДрФесте у меня самыми ходовыми были майки размеров M-L, то в Чайке — шли только S-ки.
В 2009м стало не очень понятно что и как дальше.. Закатывание камня в гору началось с начала. И, опять, внешне все оставалось по-прежнему, но добавился элемент аска в сообществе. «Дай 10 рублей, помоги ДрДому» — общественное финансирование.
Т.е. не сойти с трека на этот раз — помог краудфандинг, хотя мы тогда еще не знали, что он так называется. Однако, жизнь не стала проще, только выше скорость и больше монстров. Целевые сборы — трудоемки сами-по себе. И далеко не все проекты сюда подходят.
Тем не менее, жизнь продолжалась. Увеличилось количество событийных проектов: ДрФесты, ДрСцены, ДрПоезда… нашелся главный редактор ДрКниги — Лера Васенева. Она быстро и уверенно ответила на все мои вопросы, и работа над ДрКнигой у нас прямо закипела… Я собрал сайт, который позволял небольшой команде работать с текстами, сканами и комментариями удаленно — за год мы там проделали колоссальную работу. Застопорилось все в очередной раз на верстке..
В 2011м неожиданно всплыло много никем не виданных ранее ДрЗаписей. Я решил попробовать цифровую публикацию. Первый опыт (Басманка) был относительно удачным. Там был элемент сенсации. «Спустя 15 лет нашлась профессиональная запись!» Однако, продолжение этих экспериментов — было бледным. Очень небольшое количество людей вообще участвует в этих акциях.
Вобщем, у нас кризис. Системный тупик. — Это значит, мы почти не движемся к цели, а пустой холодильник кагбэ намекает пересмотреть уже и сами цели.
Общественное финансирование — это вполне себе логичное решение, но только для краткосрочных проектов. Долгосрочные — виснут, задачи накапливаются и, в результате, я тупо не справляюсь с их количеством. Чтоб свести дебет с кредитом, приходится один от одного прикуривать не особо стратегически важные проекты, под которые можно собирать общественное финансирование.
А что такое проект с общественным финансированием?! Это же нужно крайне тщательно все продумать, чтобы написать о проекте коротко (иначе многабукафф), доступно (иначе еще часть отвалится не догнав), и информативно, предупредив любые вопросы. А еще и эмоционально, чтобы цепляло, ага.
Потом нужно запустить эту информацию, так, что бы она не была навязчивой, но при этом дошла до как можно большего количества людей. И, если первый выстрел — не попал в яблочко (недобор по целевой сумме), трудоемкость увеличивается непропорционально. Сделать второй информационный выстрел — в разы сложнее, чем первый!
И, хоть бы в каком-нибудь проекте возникла избыточность! Она бы позволила перераспределить ресурсы в сторону более важных проектов… но нет. Даже Серебряные Сендеи — не спасли, (хотя и очень сильно поддержали). И, конечно, я изо всех сил думаю, как вырваться из этого порочного круга… Но, все что я придумываю — на стыке мистики и фантастики. Прилетят инопланетяне.. Наступит апокалипсис… Подпишу сообщество на регулярное финансирование долгосрочных проектов…
Однако, инопланетяне летают мимо, апокалипсис чё-то… тоже. Если бы кто-то, со стороны спросил меня что я думаю об идее долгосрочного общественного финансирования, то на основе своего опыта я бы сказал, что ничего не выйдет. Собранных денег будет слишком мало, чтобы что-то изменить. В результате все останется по-прежнему, но волна будет неуклонно спадать, возвращая нас к точке старта.
Вот так. Но и другого выхода, — я что-то не вижу. Точнее, этот другой выход состоит в том, чтобы закрыть тему и сменить род занятий. Но, поскольку, это я могу сделать в любой момент — то, думаю, все-таки надо попробовать. Следующим постом опишу программу.
Вот. А вы что об этом думаете?!
PS. Ссылки. У меня довольно дырявая память насчет дат и цифр, поэтому вспоминая эту историю, я просматривал архивы… История в наше время имеет логи. На всякий случай сохраню тут ссылки. 2001-2005 — отражен в архиве новостей на старом сайте ДрДома, с 2004го — у нас появилось сообщество в ЖЖ, и в 2011м поднята текущая версия сайт drdom.ru [промежуточная версия ДрДома на Друпале — погибла] Кроме того, как я сказал, я описываю историю ДрДома не в первый раз. Вот предыдущая версия истории.
обратитесь к Прохоровой.
Либо попробуйте сформулировать обоснование, скомпоновать статистическую подборку по количеству фанатов, самообразующихся фестов, мероприятий, научных работ по песням дркина. Наконец, сформулируйте экспертное заключение. Придумайте обоснование для гранта и пообращайтесь в разные Минкульты.
Попробуйте принять участие в целевых программах по сохранению культурного наследия.
Да сперва надо юрлицо сделать. В том виде как сейчас мы — никто для государства.
Да уж… просто крик души.
Раз уж автор спросил, позволю себе высказаться.
Мало кто знает, но для меня Веня — часть жизни.
И бессмысленно объяснять это тем, для кого имя Саша Литвинов просто имя.
Я не знал Сашу лично. И не попал на его концерты ни в роковом 99, ни раньше.
Не участвовал в ДрДвижении и тусах, не был волонтером и не поддерживал проект финансово. Но это не сколько не умоляет роль творчества Вени в моей жизни. С его песнями в разные периоды жизни я проживал и горе и радость, находя в них смысл и разделяя то, о чем писал в свое время Саша. Мало кому я давал послушать его записи, но тем, кому давал, были дороги мне, и делился его музыкой как чем-то очень личным и дорогим. Потому что для меня творчество Вени — что-то очень личное и дорогое. Даже где-то интимное.
Было бы здорово, если бы у меня была возможность пригласить Сашу Литвинова, других ребят с гитарами на свои мероприятия, быть в этом эфире и ловить и ловить каждую ноту в живую. Но Саши с нами давно нет, а история не терпит сослагательных наклонений…
Я глубоко убежден, что жизнь только здесь и сейчас и только с теми, кто рядом. С теми, кто делит кружку чая под звездным августовским небом и поет от сердца. И только этим и ради этого стоит жить. И именно поэтому я никогда не участвовал в движении и тусах. И не вижу смысла.
Впрочем, если сайт существует, значит у автора есть весьма весомые доводы, чтобы тянуть Др тему. И, наверное, это цель его жизни и миссия. И за громадную работу по консолидации материалов Вени ему громадное спасибо!!! Плюс 5000 к карме))))
P.S. Берегите тех, кто рядом. Любите, тех, кто рядом. Их шарм, творчество, песни, поступки очень нуждаются в вас. Живите ради тех, кто рядом. Ни прошлым, ни будущем, только настоящим.
Судьба ДрСообщества | ДрДом
[…] Можно ли мне доверять. Историю того, чем я занимался [последних лет 13] я уже несколько раз описывал в различных ракурсах. Можно ознакомиться [ версия 2012 | версия 2013] […]